Узорочье теремов рисунки детей

Закрыть ... [X]

УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ

Цели и задачи: познакомить учащихся с образами те­ремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать на­строение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Оборудование: для учителя - ре­продукции, фотографии, для учащихся - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Моск­ве, теремной дворец в Коломенском набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», изразцы, об­разцы орнаментов.

Литературный ряд: отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа по теме урока.

Здравствуйте ребята, сейчас я вам зачитаю отрывок из стихотворения Н. Кончаловской "Наша столица", а вы слушайте внимательно и постарайтесь угадать тему нашего сегодняшнего урока:

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд;

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

Назначение города как крепости постепенно уходило в прошлое. Знатные бояре, разбогатевшие горожане и купцы стали строить терема и каменные палаты.

Просияет терем под солнцем, блеснет расписанная в «шахмат» кровля Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала в зал ходить, как из зо­лотых хором в серебряные. Сколько бы раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.

В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты».

Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы.

Сводчатые потолки в них поддерживались крепкими, толстыми столбами. На возвышении стоял княжеский трон. Вдоль лавок расставлялись длинные столы, крытые скатертью. Там собирались дружинники князя, помещалось много народа. Они подолгу пировали, закончив ратные дела.

В причудливой палате окно украшено белокаменным наличником. Называлось оно челобитным. На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.

А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписан­ными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно.

Справка для учителя.

Изразец - глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.

На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды ор­намента вы знаете?

Ученики. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упо­рядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предме­тов или архитектурных сооружений.

Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, то­чек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется

зооморфным

Учитель. У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечис­той силы».

С принятием христианства на Руси произошло изменение смы­словой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых потолков Теремного дворца и предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями и чувствами, которые пробуж­дает красота древних палат Московского Кремля.

Ученики. Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не вы­ходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и лис­тики, и лепестки, и почки... Мы видим печь-красавицу.

Стены и сводчатые потолки здания передают настроение весе­лья и радости.

Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел, сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А во­круг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшеб­ные, лепестки шелковистые... Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счаст­ливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица!

Как называется такая живопись? Ученики. Это декоративная живопись.

.

V Физминутка

Солнечный знак покажем вот так

(руками показывают круг)

Лучи распускаем, землю согреваем.

(руки протягивают в стороны)

У неба попросим дождик проливной.

(руки поднимают вверх)

Его изобразим волной.

(кистями рук имитируем волны)

Дождик застучал по крыше

(руки над головой «домиком», топают, изображая звук дождя)

А потом все тише-тише.

(шаги на месте на носочках)

В землю весною семена сажаем

(присели)

Зелеными росточками летом прорастаем

(поднимаются, раскрывая руки вверх).

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выполнить, используя орнамент художественную роспись изразца

Учитель объясняет требования к работе:

1) положение листа;

2) композиционное решение;

2) выполнение в цвете;

3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

4) общая аккуратность;

5) выразительность работы.

VII. Итог урока.

В конце урока проводится коллективное обсуждение учениче­ских работ.


Источник: https://infourok.ru/otkrytyy_urok_po_izo_na_temu-316576.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Урок изобразительного искусства по теме «Узорочье теремов Вязание крючком перчатки без пальцев

Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей Узорочье теремов рисунки детей

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ