Ритмический узор баллады лесной царь

Закрыть ... [X]

Разделы: Литература

Известный русский писатель и первый музыкальный критик Ф. Одоевский писал: “Пускай теснее соединяется поэзия с музыкой… : тем сильнее будет их действие!”.

Все эти виды искусства воздействуют на человека, вызывая в нем определенные чувства каждый своими средствами, которые зачастую имеют смежную основу. Однако в своей совокупности они оказывают более сильное воздействие, влияя на остроту восприятия и литературного текста, и произведения музыки.

Одной из тенденций современной методики литературы является привлечение музыкальных произведений к работе с художественным текстом. Успешность данного пути интерпретации текста объясняется, прежде всего, сутью психологических процессов, происходящих при восприятии и осмыслении произведений литературы и музыки.

Известно, что процесс восприятия и осмысления основан на синтезе вербального и образного компонентов человеческого мышления. Так, в процессе вербального осмысления художественного текста разум считывает буквенные знаки, расшифровывает и преобразовывает информацию, и только включение работы образного мышления позволяет воспринятому перестроиться в образ, “обрасти” ассоциациями. Сформированные в воображении образы создают эффект внутреннего иллюстрирования, который и формирует определенную чувственную среду по отношению к прочитанному.

Музыкальные произведения, в отличие от литературных текстов, проникая в сознание через органы слуха, вызывают, прежде всего, чувственные ассоциации настроений, определяющиеся тональностью, тембром, ритмикой услышанного. Далее настроения трансформируются в наглядные образы “внутреннего иллюстрирования”, которое является основой осмысления посредством внутренней речи, толкующей воспринятое. Продемонстрировать суть и последовательность этапов мыследеятельности поможет таблица:

Вид искусства Основные этапы мыследеятельности Литература Раскодирование

слов-образов

Внутреннее иллюстрирование Чувственные ассоциации Музыка Чувственные

ассоциации

Внутреннее иллюстрирование Осмысление

посредством

внутренней речи

В ходе анализа таблицы становится очевидным тот факт, что если человек одновременно воспринимает и осмысливает и музыкальный, и художественный тексты, то происходит наложение этапов мыследеятельности, и весь процесс можно представить в виде последовательности: раскодирование слов- образов с одновременной активизацией чувственных ассоциаций– внутреннее иллюстрирование– осмысление посредством внутренней речи параллельно с возникновением чувственных ассоциаций.

Таким ритмический узор баллады лесной царь образом, привлекая музыкальные произведения к интерпретации художественного текста, мы решаем сразу три задачи: во-первых, музыка усиливает работу образного компонента мышления при осмыслении текста, во-вторых, “наложение” психических процессов (см. таблицу) обеспечивает более глубокое проникновение в ткань произведения; в-третьих, постоянное обращение к произведениям музыки формирует базу чувственных ассоциаций учеников.

В своей практике учитель-словесник может использовать музыкальные произведения для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, писательском методе и т. д.

Предлагаем один из вариантов работы над балладой И.Гете “Лесной царь” с привлечением одноименного музыкального произведения Ф. Шуберта.

В начале урока учащиеся вспоминают особенности жанра баллады и его разновидности, выстраивая модель, отраженную в рисунке:

Так как до этого урока ученики изучали только фольклорные баллады, учитель обращает внимание на отличие баллады фольклорной от литературной и в качестве последней называет произведение Иоганна Вольфганга Гете “Лесной царь”, с которым им предстоит работать на уроке.

Беседа по анализу художественного текста может начаться со строк стихотворения Е.А. Баратынского “ На смерть Гете”:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна …

Учитель предлагает учащимся проанализировать строки и подумать, что хотел отметить в личности поэта Е. Баратынский? Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. "Лесной царь" — страшная сказка, построенная на видениях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Ученики отмечают, что перед ними действительно баллада, на что указывает лироэпическое содержание, так как наличие сюжета, реальных и вымышленных героев доказывает принадлежность к эпосу, а стихотворная форма и ярко выраженные чувства героев – к лирике. В основе баллады стремительно развивающиеся события. Запоздалый всадник с больным сыном на руках мчится по ночному лесу, стремясь во что бы то ни стало спасти ему жизнь. Необычно само повествование. Оно как бы выходит за рамки лирики и эпоса и перетекает в драму, разворачивающуюся на глазах у зрителей в настоящем времени. Автор как будто намеренно выходит за рамки лиро-эпического произведения, строя повествование на репликах трех действующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя. Однако в тексте не указано, кому принадлежит каждая реплика и к кому она обращена. Эту функцию “ремарок” выполняют обращения: “родимый” - сына к отцу, “младенец” - лесного царя к мальчику, “мой младенец” - отца к сыну. Анализируя особенности композиции, нельзя не обратить внимание на многоточие, которое разделяет последние строки. Таким способом И.Гете подчеркивает трагичность развязки, ее неожиданность, изменяя в конце даже время глагола – настоящее на прошедшее.

Одна из особенностей жанра баллады – сочетание реального и фантастического. Такого рода характерная черта присутствует и в балладе И. Гете. С помощью учителя ребята выясняют, что составляет реальный и нереальный мир в содержании. Реальна обстановка: сгущающиеся сумерки леса, “холодная мгла”, “темные ветви” деревьев, их “ночная глубина”. Частью реального является и отец – “ездок запоздалый”, “оробелый” “старик”.

Образ сына представлен автором как наиболее трагический. Ребенок будто связующее звено между реальным и нереальным, рожденным больным воображением. Рассказывая отцу о коварном лесном властелине, он старается найти у него поддержку и защиту. Однако царь — таинственная сила "в темной короне с густой бородой" только для мальчика — отец видит лишь туман и слышит только, как "ветер, проснувшись, колыхнул листы". Ощущению трагической безысходности способствует прием параллелизма:

параллельно сопоставляются видение окружающего младенцем и отцом. Такой прием позволяет осмыслить эмоциональное состояние ребенка, который не может себе представить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для него все, что происходит, — жизнь. Для отца все, чего боится его сын, нереально.

Продолжая анализ образов баллады, обращаемся к фигуре лесного царя.

Это фантастический образ властителя леса. Ему принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цветами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, поэтому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Подводя итоги анализу, ученики отмечают, что все созданные Гете в балладе образы наделены яркими чертами, индивидуальностью. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Эмоциональное состояние представлено в большей степени посредством глаголов и категории состояния. Дитя: “издрогнув, приник”; “мне душно, мне нечем дышать”; “тоскует, кричит”. Старик: “держит и греет”; “скачет, мчится”; “погоняет, летит”. Царь: “перлы и радость сулит”, “в глаза сверкнул”, “пленился красотой”.

По итогам проведенной работы дети делают вывод - это произведение будет трудным для выразительного чтения. Чтецу надо суметь “сыграть” три роли при прочтении, “погрузиться” самому в мир этой баллады и “вовлечь” слушателей. Учитель предлагает учиться выразительному чтению баллады у музыки, приводя слова композитора М.П. Мусоргского о том, что музыка - это “художественное воспроизведение человеческой речи во всех тончайших изгибах ее”, в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов. Учащимся интересно будет узнать, что на слова И. Гете была написана музыкальная баллада.

В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта. Музыка возникла в едином, неслыханно могучем порыве вдохновения. "Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух "Лесного царя". Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда композитор встал, великолепная баллада была готова". Так мастерством двух гениев был создан признанный шедевр. Шуберт сумел не только уловить каждое движение мысли поэта, но и привнести новое в содержание. В мировой музыкальной литературе трудно сыскать другой пример того, как звуками нарисована нестерпимо яркая картина жизни, ошеломляющая пластичной объемностью и правдивостью.

Но прежде чем обратиться к музыке, учитель предлагает прослушать фрагменты двух музыкальных произведений Ф. Шуберта. Учащиеся должны узнать “Лесного царя” по вступлению, убедившись тем самым в гениальности композитора и возможностях музыки использовать широчайший диапазон выразительности и изобразительности.

После прослушивания произведения целиком учащиеся делятся своими впечатлениями. С первых же звуков нас поглощает пучина тревоги и смятения. Из бешено мчащегося аккомпанемента возникает топот коня, скачущего во весь опор сквозь ветер и ночь. Эти звуки отождествляются с состоянием всадника. Он и конь воспринимаются как одно целое. Голос отца звучит спокойно, но за спокойствием скрыты тревога и озабоченность: скорей, скорей, вперед, только бы поспеть, только бы спасти ребенка... И в топот, неудержный и беспокойный, врывается зловеще-властная тема лесного царя, звучит таинственный, ласково и коварно манящий. голос Мелодия причудливо извивается, пританцовывает, словно дочери лесного царя при лунном сиянии, призрачном и неверном, затеяли хоровод. Все взволнованнее и возбужденнее речь автора. И, наконец, отрывистые, резкие аккорды. И такие же резкие и отрывистые слова, будто мгновенно нанесенные удары, - ребенок мертв...

Для сравнения характеристик, данных И.Гете своим героям, и музыкальных характеристик Ф. Шуберта можно составить следующую таблицу:

Герои Характеристики героев баллады И.В. Гете “Лесной царь Характеристики героев вокальной баллады Ф. Шуберта “Лесной царь” Дитя Трепетный, приникший к отцу, “издрогнувший” от страха и ужаса оказаться во власти царя Плачущие, резкие, порывистые интонации, постоянное crescendo (увеличение громкости) во фразах Отец Обеспокоенный внезапным безумием родного дитя, “оробелый” Мягкие, неуверенные интонации на фоне пунктирного ритма в нижнем регистре, изображающего стук копыт; его фразы, наоборот, построены на diminuendo (ослабление силы звучания) он пытается успокоить сына, хотя сам еле сдерживает волнение Лесной царь Загадочный, щедрый, хитрый, властный, грозный Музыкальные фразы то ласковы и нежны, то обретают гневно-властные интонации, тема царя разрастается в грозный лейтмотив и довлеет над ходом музыкального повествования

Сопоставление позволяет сделать вывод, что Ф. Шуберт в своей музыкальной интерпретации почти во всем идет “вслед за автором”, подчеркивая все оттенки чувств героев.

В результате проведенной работы словесная характеристика героев, составленная ребятами в ходе анализа стихотворного и музыкального “текстов”, слились в единый образ в процессе осмысления музыки.

Данный процесс можно отразить в схеме:

Таким образом, привлечение к анализу художественного текста музыкального произведения позволяет ученикам более осознанно подойти к составлению партитуры выразительного прочтения.

Но один вопрос остается не раскрытым. В чем же состоит то новое, что привнес композитор в произведение Гете? Внимательные ученики замечают, что в музыке можно услышать не три темы-героя, а четыре. Последняя - неодолимая тема смерти - две взметнувшиеся вверх триоли (особые ритмические фигуры, состоящие из трех нот) и несколько слишком размеренных “неживых” звуков, тяжело и неотвратимо спадающих вниз.

Шуберт как бы вывел эту тему отдельно, утверждая тем самым трагическую развязку, тогда как у Гете лесной царь — это и есть сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня.   

 Содержание баллады, созданной двумя гениями, охватывает самое жизнь, где фантастика сочетается с правдой, беспощадной в своей трагической обнаженности. Оно реальное и ирреальное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой пронизана баллада.

 Примечания:

  1. Машенко Н.М. Музыка и живопись на уроках русской литературы. – М., - 1969. – С. 5.
  2. Там же. – С. 31

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/521128/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Составить ритмическую схему баллады лесной царь - Школьные Знания. com Вязание крючком салфетки овальные

Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь Ритмический узор баллады лесной царь

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ